menu
person

08:54
Цифровой аутизм и цифровое слабоумие: отклонение или суперспособности? Нужно ли запрещать детям гаджеты?

Скринэйджеры, зуммеры, или поколение Z - современное дети, которые не представляют своей жизни без электронных устройств и безнадежно превосходят в этом многих взрослых. Даже малыши пытаются взаимодействовать с бумажной книжкой, увеличивая картинку пальцами. Это очевидность и это проблема. Ее видят все – родители и школа, политики и психиатры... И все признают, что это новая реальность, в которой нужно учиться существовать. Как это делать правильно, чтобы не получить цифровой аутизм и цифровое слабоумие у детей, нам рассказал заведующий детским отделением Вологодского психоневрологического диспансера №1, член Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Юрий Афанасьев, недавно побывавший в Кузбассе.

 



- Юрий Валентинович, сегодня многие родители считают главным врагом в отношениях с детьми – интернет и смартфон. Когда нужно начинать формировать медиагигиену в своей семье и устанавливать правила взаимодействия с гаджетами?

- Чем раньше, тем лучше. Потому как с проблемами психологической зависимости от смартфонов ко мне обращаются даже с маленькими детьми. Однажды мамочка принесла годовалого ребенка ко мне на прием и сказала, что у ее сына развилась интернет-зависимость, потому что он без телефона не может уснуть. Это не зависимость. Это нарушение ритуала отхода ко сну, связанное с отсутствием правил использования гаджетов. Когда-то этой мамочке было удобно вручить ребенку телефон, и малыш засыпал под мерцание экрана.

- Но многие ведь дают детям гаджеты с раннего возраста не только чтобы занять или отвлечь, но и развить.

- Это иллюзия и самоуспокоение - гаджеты не развивают. Аудиосказки и мультфильмы не развивают речь, потому что речь - это двусторонний процесс. Важно понимать, что ребенку нужна обратная связь. Но современные родители этой обратной связи не дают, им проще вручить телефон.

Гаджеты не разовьют пространственное понимание и восприятие предмета. Не разовьют мелкую моторику и сенсорную интеграцию. А мелкая моторика тянет за собой очень много тонких процессов и настроек. Как вы думаете, почему большинство из нас сегодня не покупают детям краски? Потому что «обои разрисуют, а в планшете он все то же самое делает». Да не то же самое! Ребенок должен брать, лизать, швырять, кусать, собирать и ломать. Тыкать в экран пальчиком – это не мелкая моторика. Но мы вручаем телефон – мол, там все есть. Просто и легко. А этап развития ребенка не повторить. Он упущен.

Как-то ко мне пришел папа и сказал: объясните моему трехлетнему сыну, что нельзя заколачивать гвозди смартфоном. У меня был один вопрос: а что делает смартфон в три года у вашего ребенка?.. В три года сегодняшние дети погружены в телефон, а не во взаимодействие со сверстниками. Поэтому они очень плохо общаются. Я сначала думал, что это преувеличение. Пошел гулять со своим ребенком, подходим к детям в песочнице, а они рычат и шипят… Как кошечки и собаки. Потому что родители с ними на человеческом языке не разговаривают, и дети копируют поведение домашних животных. Они разучились играть и пользоваться воображением. В интернете много шаблонов, все готовое, воображение развивать не нужно. А это такой потенциал!.. Вспомните свое детство. У вас была одна палка, но это была и палка-копалка, и палка-мост, и палка-отгонялка, и палка-выручалка. Так ребенок развивает образное мышление. В игре он учится выставлять границы, коммуницировать. Не дадут этого ни интернет, ни виртуальные игры…

- Что делать, чтобы дети не утрачивали навык общения?

- Все давно придумано. По нормам советского времени детей было рекомендовано отдавать в детский сад в три года. Потому что навыки общения закладываются с 2 до 4 лет. В это время ребенок осознает себя солнцем, вокруг которого на ближайшей орбите - мама, чуть дальше – папа, бабушки и дедушки. И вдруг – детский сад. А там 20 таких солнечных систем, ходят, начинают сталкиваться и учатся взаимодействовать. Всем, кто жалуется на то, что их ребенок долго не разговаривает, я рекомендую отдавать детей в детский сад. Через полгода мало кто из этих пациентов возвращается с той же жалобой.

- Если ребенок, как положено, пошел в детский сад, научился общаться и разговаривать, потом ему можно давать телефон?

- Не спешите вручать ребенку гаджет. Цифровые технологии никуда не уйдут. С 7-летнего возраста у ребенка развивается словесно-логическое мышление. По нему тоже наносится удар. Поэтому дети сегодня не умеют мыслить, воспринимать длинные тексты, у них не сформирована концентрация, не развито внимание. Многие со мной поспорят и скажут – «Ну мой же ребенок может смотреть часы напролет мультфильмы, значит, развито у него и внимание, и концентрация». Мультфильмы – это технологическая ловушка для внимания, они его вылавливают, но не развивают. Вы же тоже внимательны, когда едете за рулем, но вряд ли сможете воспроизвести по памяти всю дорогу.

 

Просмотров: 308 | Добавил: csssdm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar