menu
person

09:27
ШКОЛЬНЫЙ ШУТИНГ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Сегодня в одной из школ Ижевска случилась трагедия: мужчина проник в здание и открыл стрельбу. В результате пострадали десятки детей и взрослых, несколько были убиты.
Мы не будем пересказывать все подробности, это сделают специальные новостные СМИ. Наша задача — рассказать, как помочь ребенку, получившему сильную травму, как его успокоить и поддержать.
Вот, что рекомендует делать родителям кризисный и клинический психолог Мария Зеленова:
1. Фокусируемся на безопасности. Ищем максимально физически безопасное место для ребенка или создаем его самостоятельно. Даже в своем привычном доме, в квартире ребенок, переживший травму, может чувствовать себя неспокойно. Сделайте домик из одеял, вспомните про шалаш или домик на дереве, растяните простыни между стульями, принесите с ребенком туда подушек и игрушек. Дайте возможность ребенку «забиться в угол». Малыши часто прячутся в шкаф или под кровать. Не вытаскивайте их оттуда насильно, дайте время, посидите с ними там, если пускают, предложите альтернативу из вышеперечисленного.

2. Дети тактильны. Осторожно возьмите ребенка за руку, ласково погладьте по спине, по голове, обнимите, возьмите на колени или на руки. Максимально будьте с ними в тактильном контакте. Но если ребенок сжимается, отстраняется, не готов - не настаивайте. Мягко предлагайте периодически и спрашивайте разрешения - «Можно тебя обнять?» И трогайте ребенка с его/ее разрешения.

3. Следим за собой. Стараемся максимально сохранять спокойствие. Следим за тоном голоса, говорим чуть тише, чем обычно, мимика и поза - все ребенок считывает, и в момент кризиса это - фрустрирующие обстоятельства. Если вы не справляетесь со своими эмоциями, сначала помогайте себе, потом идите к ребенку.

4. Возвращаемся к рутине. Возобновляем детский распорядок дня, привычные дела, рутинные обязанности - чистить зубы, складывать одежду, принимать душ и т.п. Важно, чтобы ребенок питался и ложился спать вовремя. Если аппетита нет, не заставляем, но предлагаем поесть немного чего-то легкого или любимые фрукты. Детям важно чувствовать, что они что-то контролируют в жизни, и что все может вернуться к стабильности, поэтому привычный режим имеет большое значение.

5. Не требуем от ребенка эмоций. Все переживают горе по-разному, поэтому если ребенок весел или кажется равнодушным, как будто ничего не произошло - это нормально. Это тоже форма горевания, а не жестокосердие. Дайте возможность ребенку быть собой. Что бы ребенок ни выражал сейчас - плачет, злится, обвиняет кого-то, чувствует себя виноватым, боится, радуется или не показывает ничего - это нормально. Просто наблюдайте и дайте возможность ему/ей выражать себя. Не критикуйте, не удивляйтесь, будьте снисходительны.

6. Отвлекайте. Детям важно играть, читать и заниматься чем-то, это позволяет справиться со стрессом и дает ощущение обычной безопасной жизни. Если можете, участвуйте в играх ребенка и поддерживайте его отвлечение. Если нет, инициируйте игры и общение ребенка с другими детьми.

7. С подростками важно разговаривать. Когда миновал первый шок, спросите, хочет ли ребенок обсудить, что произошло. Если хочет, поговорите. Если не помнит или не понял, что случилось, максимально нейтрально расскажите о том, что произошло. Не скрывайте травмирующие происшествия, ребенок все равно об этом узнает. Но лучше узнать подробности от взрослого, которому ребенок доверяет, и с которым ребенок может пережить сложные чувства. Постарайтесь не углубляться в детали, говорить честно и кратко, не длинными предложениями. В шоковом состоянии сложно осознавать длинные фразы. Дайте ребенку задать вопросы, даже самые странные на ваш взгляд. Таким образом ребенок принимает для себя новую реальность. Если ребенок хочет вернуться к разговору позже - обсуждайте снова. Столько раз, сколько ему/ей требуется. Если ребенок не готов ни о чем говорить, не настаивайте. Пробуйте поговорить об этом, когда речь зашла естественным образом.

8. Ограничиваем новости и ТВ. Когда ребенок смотрит или слушает про инцидент снова и снова, происходит ретравматизация, т.е. повторение травмы. И создается ощущение, что шокирующие события продолжаются и не заканчиваются. Если ребенок не участвовал в событии напрямую, тем не менее он подвергается травме за счет вовлечения в новости. Дети легче смиряются с ситуацией, если она временна и конечна.

9. Детям нужно время. Разное время для каждого ребенка. Кто-то приходит в себя быстрее, кто-то дольше, кто-то сначала выглядит, как будто все в порядке, но проживает все случившиеся спустя время. Не торопите ребенка.

10. Способ проживания тоже у всех разный. Один ребенок может хотеть быть все время с мамой и папой, другой играть с детьми, третий в одиночестве. Любые варианты сейчас приемлемы. Главное - помочь ребенку осознать свои чувства и нетипичные реакции (можно злиться, но плакать или грустить, но смеяться) и как-то их прожить. Через физическое тело - спорт, массаж, пинать подушку, танцевать или метать дротики. Через творчество - рисовать, что произошло, или наоборот «идеальный мир», писать стихи, рассказывать сказки, играть музыку, петь.

11. Дышим. И сами не забываем про дыхание и детям помогаем расслабиться с помощью несложных дыхательных упражнений. Просим ребенка вдыхать через нос, выдыхать через трубочку или губы сложить «трубочкой». Если при тревожном состоянии начинается тахикардия, и дыхание становится затрудненным или поверхностным, просим ребенка сделать глубокий вдох животом, глубокий выдох, следом короткий вдох и длинный выдох, и повторить несколько раз подряд. Можно задувать свечки или медленно сдувать маленький кусок бумаги, ваты с края стола. Можно дышать на счет - медленный вдох на 3, медленный выдох на 5. И другие варианты.

12. Идем гулять. Конечно, не все готовы сразу к прогулкам на детских площадках, но когда проходит первый кризис, важно выходить на воздух и быть ближе к природе. Идите в парк или лес, пройдитесь с ребенком недолго вокруг озера, покормите уток, собирайте красивые листочки, послушайте птиц. Близость к природе расслабляет.

13. Обращаемся за помощью. Какими бы вы ни были заботливыми родителями или вовлеченными учителями, вы можете эмоционально не справляться с ситуацией. Это не значит, что вы слабы или что-то делаете не так. Иногда ситуация просто бывает слишком сложной. Обращаться за помощью нормально. Идите к психологам, к психотерапевтам, друзьям, близким, в специализированные службы.
 

Просмотров: 96 | Добавил: csssdm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar