Друзья, в Учительской газете вышел большой материал о том, как распознать травлю в школе и как ее остановить. Журналистка Анастасия Арефьева задала актуальные вопросы, а кризисный и клинический психолог, руководитель психологической службы программы Травли NET Мария Зеленова на них ответила.
«На этой фотографии мне 12 лет, тем летом я поступил в уважаемую петербургскую школу с красивым названием и целым списком вступительных экзаменов. Еще не зная, что меня ждет… За следующих несколько лет я узнаю на себе, что такое травля и как она меняет жизнь людей». С этого монолога начинается документальный фильм журналиста Александра Мурашева – «Я встретил тех, кто меня травил».
Фильм вышел на прошлой неделе и уже успел всколыхнуть общественность. В последние годы в России все чаще открыто говорят о буллинге. Говорят не только психологи и журналисты, но и представители власти. Так, в Госдуме была создана рабочая группа, которая займется правовыми вопросами безопасности детей и педагогов в учебных заведениях. Планируется также закрепить само понятие «буллинг».
Как отличить буллинг от обычного конфликта? Можно ли победить агрессию в школе? Почему учителя становятся жертвами травли?
На вопросы корреспондента сетевого издания «Учительская газета» ответила кризисный и клинический психолог, медиатор, лектор, тренер, руководитель психологической службы Программы «Травли NET» благотворительной организации «Журавлик» Мария Зеленова.
– Согласно данным последних исследований, с буллингом сталкивались более половины детей в России (55%). При этом треть школьников не рассказывают об этих случаях. Что такое буллинг? Как отличить обычный конфликт от травли?
– Травля – это систематическая история. Она происходит многократно, это не один конфликт, а постоянные столкновения с агрессорами. У травли всегда есть элемент неравенства – социального, материального, иерархического, любого. И это прилюдная ситуация с привлечением других людей. Поэтому если Вася что-то сказал Пете, и у них возникла ссора, это не буллинг. Травля – это когда один регулярно подвергается агрессивному поведению со стороны группы или одного человека, но на глазах этой самой группы. Они становятся соучастниками происходящего.
– Кто чаще всего становится жертвой буллинга?
– Абсолютно любой ребенок может стать как жертвой, так и агрессором. Все зависит от среды. Если в классе толерантная обстановка, в которой дети принимают свои особенности и особенности других людей, они видят, что у каждого есть своя индивидуальность, тогда риск возникновения травли снижается.
При этом в более гомогенной группе, в которой ученики обязаны соответствовать каким-то жестким стандартам, будет больше проявлений нетерпимости. И тут неважно, что будет не так в этом конкретном человеке: это может быть ученик другой национальности, с другим цветом кожи, другим весом, интеллектуальными данными, с другой формой ушей.
Важно понимать, в ситуации с буллингом страдают все участники травли – как жертва, так и агрессор, и простой наблюдатель. Часто агрессору трудно остановиться, в свиту вовлекаются новые люди, инициируются новые способы буллинга. В итоге ситуация совершенно выходит из-под контроля.
– Буллинг ведь не только про школу. Сейчас участились случаи проявления травли в детском саду. Это вина педагога, что он не может выстроить отношения среди детей?
– Если мы говорим про детский сад, то, конечно, это исключительно ответственность воспитателя. Дети в дошкольном возрасте физиологически не готовы к тому, чтобы волевая регуляция работала адекватно. Воспитатель должен уметь организовать ребят, показать, как правильно коммуницировать. Не отбирать игрушки, а просить, не бить, а говорить. Показать, как защищать свои границы, как говорить о том, что малыш чувствует, как извиняться, как дружить. То есть максимальная ответственность здесь лежит на воспитателе.
Кстати, воспитатели и учителя порой сами «запускают» буллинг. Это происходит, когда педагог прилюдно дает какую-то оценку ребенку. Вот посмотрите, какая Маша грязнуля, а Петя опять у нас не сделал домашнюю работу. Дети моментально перенимают и пользуются этим, сначала в отношении друг друга, а потом, возможно, и в отношении самого учителя. Это опасная «кривая дорожка». Зачастую педагоги это делают от незнания, что есть какие-то другие практические инструменты удержать внимание детей, потому что их так учили.
Также к воспитательному процессу нужно подключать родителей. Они должны дома объяснять, почему нельзя давать сдачи, обзывать кого-то и отзываться о ком-то в уничижительной форме. Это важная и нужная работа со всех сторон. Поскольку, если у ребенка есть двойные посылы: в школе говорят одно, дома – другое, конечно в голове будет каша.
– А почему нельзя давать сдачи? Как тогда ребенок должен себя защищать?
– Давайте различать понятия: «защищаться» и «давать сдачу». Когда тебе кто-то сделал нехорошо, и ты подошел и тоже сделал нехорошо, причем постарался больнее – ты дал сдачи. Этого категорически делать нельзя. Это ни к чему хорошему не приводит. Насилие порождает насилие. У детей закрепляется четкое и ясное осознание того, что прав тот, кто сильнее.
А вот защита – это когда на тебя сейчас нападают, ты находишься не в безопасной среде, не можешь уйти, тебе угрожают, и ты защищаешься для того, чтобы остаться в сохранности. И защита тоже имеет свои пределы. Соответственно, ты не добиваешь, а вырываешься, убегаешь. И после этого ты все равно идешь и просишь о помощи, объясняешь, что произошло. Потому что мы помним: буллинг будет повторяться.
– Если мы говорим про школу. Учитель может как-то повлиять на ситуацию, предотвратить детскую агрессию?
– Конечно, учитель может и должен менять атмосферу в классе. Нужно общаться с группой, проигрывать сложные ситуации, объяснять, что каждый в обществе – индивидуальность, и у каждого есть свои особенности, потребности и нужды. Важно принять определенный свод правил, к примеру антибуллинговую хартию, которую можно скачать на нашем сайте Травлинет.РФ. В этом манифесте понятно и доступно описано, что такое буллинг, какие у него последствия, кто за это несет ответственность. Если такого свода правил нет, то возникает вопрос: «А травля ли это вообще?».
Дальше нужно в рамках классных часов проводить антибуллинговые мероприятия, где дети могут смотреть фильмы, мультфильмы, главные герои которых столкнулись с травлей. Это и «Чучело» для средней школы, и «Класс коррекции» для старших подростков. Также есть мультфильмы и ролики нашего проекта «Травли NET» на youtube.com, есть детский мультсериал «Мира и Гоша» (которые снимает Наташа Реймиш), и там тоже есть серии про травлю.
Есть большое количество фильмов и сериалов на эту тему для любого возраста. Нужно обсуждать, что происходит с жертвами травли. Дать детям возможность примерить на себя разные роли: агрессора, наблюдателя, жертвы. Ведь, как мы уже говорили ранее, в буллинге травматизации подвергается каждый из участников травли. И развитие осознанности и эмпатии помогает находить выход из данной ситуации, укрепить доверительный контакт с учениками.
Хорошо если учитель проговаривает и прорабатыванием в тренинговой форме основные моменты для развития так называемых soft skills (дословно – мягких навыков), которые помогают детям общаться. Потому что очень часто травля происходит из-за того, что дети просто не знают друг друга. Имеют ложные представления о том, кто вообще есть перед ними, или не знают, о чем поговорить, как завязать контакт.
– А что делать в данной ситуации родителям?
– Желательно работать на опережение, а не когда пожар уже случился. Родителю важно до школы проводить работу с социализацией ребенка с пониманием того, что всегда есть какие-то правила, что дети разные и нужно уважать чужие границы. Учить спрашивать разрешение, когда ребенок берет чужие вещи или хочет дотронуться до человека. Если берут твои вещи или тебе делают неприятно, об этом важно говорить.
В принципе, вербализация должна активно присутствовать до школы в жизни каждого ребенка. В том числе важно развивать навыки рефлексии. Нужно разговаривать с детьми, спрашивать их мнение о причинах произошедших событий, о возможных сценариях поведения в конкретных ситуациях.
Если возник конфликт, нужно общаться с классным руководителем. Называть вещи своими именами: травля – это травля, а не «они так играют», «возраст такой». Нужно призывать учителя к тому, чтобы об этом говорили, а не просто разводили детей в разные углы, как это часто делают. Точно также общаться с родителями других детей – обидчиков, причем общаться на взаимоуважительных основах. Говорить о том, что у детей есть конфликты и ситуация складывается в силу агрессивного поведения, неприятного для обеих сторон. Важно, чтобы родители кооперировались и помогали детям эту ситуацию проживать. Дети не обязаны дружить, но обязаны уважать друг друга.
– Как себя вести если ситуация вышла из-под контроля? К примеру, ребенок пришел домой с синяками.
– Идти к терапевту, потом писать заявление в полицию. Необходимо поддержать своего ребенка, причем сохраняя спокойствие. Потому что очень часто взрослые начинают выплескивать эмоции, и ребенок думает: «Лучше я вообще не буду ничего рассказывать». Нужно обращаться в школу, к родителям детей, чтобы проводить мероприятия, налаживать коммуникацию. Если ситуация небезопасная, менять класс, школу.
– Согласно статистике, 70% российских учителей хотя бы раз становились жертвами травли. Есть ли какой-то алгоритм действий для педагогов? Как защитить себя от агрессии учеников?
– Учитель должен общаться с детьми уважительно, спокойно, с пониманием личных границ, без критики и высмеивания. Иногда у педагога просто нет алгоритма действий, но есть огромный страх потерять авторитет. Многие учителя боятся, что, если они начнут говорить с детьми как с равными, ситуация выйдет из-под контроля.
У детей при этом должна быть возможность высказывать свое мнение, но в рамках безопасного для всех общения. Если педагог говорит, что правильно только так, а не иначе, у подростков внутри возникает бунт, жажда протеста. И иногда это выражается в очень агрессивной форме. Не согласен? – Аргументируй.
Нередко травля бывает инициирована родителем, который без уважения относится к педагогу. Обсуждает что-то с детьми дома, уничтожая авторитет учителя. И дети, приходя в школу, не понимают, зачем человека нужно слушать, если про него такое говорят дома. Соответственно, уважать его совершенно бессмысленно. Как выйти из данной ситуации? Необходимо наладить конструктивный диалог с родителями.
Нужно поменять образовательный процесс так, чтобы он был интересным для детей. Чтобы каждый ребенок смог проявить себя на уроке, а не сидеть и дышать в затылок одноклассников 6-7 часов подряд. Больше творческих заданий, групповой работы.
Источник: https://clck.ru/auiFc
***
Если вы еще не видели первую серию фильма «Я встретил тех, кто меня травил», то обязательно посмотрите по ссылке https://youtu.be/wCW0KkqfW1U
Это точно #каксаетсякаждого! |